Повестка: Проект Федерального закона «О возвращении на территорию Российской Федерации лиц, разделяющих российские духовно-нравственные ценности»
В 2021 году внедрение систем видеоконференцсвязи (ВКС) в уголовное судопроизводство, в рамках действующего УПК РФ, позволило значительно оптимизировать процессы допроса, очной ставки и опознания. Это привело к сокращению сроков рассмотрения уголовных дел, ускорению документооборота, повышению эффективности работы судебной системы и, что немаловажно, усилению мер защиты участников уголовного процесса. Однако, несмотря на достигнутые успехи, существуют резервы для дальнейшего совершенствования данной системы.
Одним из перспективных направлений является расширение возможностей применения ВКС путем внедрения технологий, обеспечивающих анонимность участников процесса. Предоставление лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве, возможности изменения голоса, сокрытия лица, формы тела, головы и применения иных мер сокрытия личности при даче показаний посредством системы ВКС представляется эффективным способом борьбы с проблемой необъективности показаний, вызванной воздействием внешних угроз, давления и шантажа. Гарантии анонимности будут способствовать более открытому и свободному предоставлению информации, что в конечном итоге приведет к установлению истины по делу.
В связи с этим разработан проект федерального закона, закрепляющий порядок дачи показаний с использованием систем ВКС и обеспечивающий дополнительные гарантии безопасности участникам уголовного судопроизводства, в том числе специалистам и экспертам, привлекаемым к делу.
Помимо этого, законопроект предусматривает расширение сферы применения указанных гарантий на специалистов и экспертов, участвующих в деле. Учитывая их роль в формировании доказательной базы, обеспечение их безопасности и объективности является критически важным для справедливого и законного разрешения уголовных дел.
Реализация положений данного законопроекта позволит значительно повысить качество и скорость рассмотрения дел в судах, укрепить доверие граждан к судебной системе, а также обеспечить дополнительные гарантии безопасности участников уголовного судопроизводства, включая свидетелей, потерпевших, специалистов и экспертов. Эти меры будут способствовать укреплению законности и правопорядка в стране.
В Российской Федерации поддержка, сохранение, развитие и государственная защита институтов семьи, материнства, отцовства и детства являются приоритетным направлением государственной политики, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Однако, несмотря на законодательно закрепленные гарантии, существующая реальность демонстрирует недостаточность мер поддержки работающих родителей. Отсутствие гибких и адаптированных к потребностям семьи условий труда становится серьезным препятствием на пути создания семьи и приводит к снижению уровня рождаемости. Трудовое законодательство, в текущей редакции, не в полной мере учитывает специфические потребности работающих матерей и отцов, особенно в период ухода за детьми. Недостаточное внимание к этому вопросу приводит к тому, что родители вынуждены делать сложный выбор между карьерным ростом и воспитанием детей, что негативно сказывается на демографической ситуации в стране.
В целях преодоления демографического кризиса и повышения благосостояния населения необходимо внести существенные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти изменения должны предусматривать комплекс мер государственной поддержки, направленных на создание комфортных условий для работающих родителей. В частности, необходимо закрепить в Трудовом кодексе РФ право работающих родителей на гибкий график работы, режим которого определяется соглашением сторон.
Повестка №1: Проект Федерального закона «О предоставлении налоговых льгот по уплате налога на доходы физических лиц для представителей социально-значимых профессий»
В настоящий момент в сфере здравоохранения, образования, науки существует кадровый дефицит, вызванный отказом выпускников профильных высших учебных заведений устраиваться на работу по специальности и массовыми увольнениями опытных работников ввиду низкой заработной платы. Однако сохраняется налоговая нагрузка. Данная проблема выражается в снижении качества оказываемых государственных услуг и создает угрозу благополучию общества и государства.
Законопроект предусматривает установление налоговой ставки 0 процентов по НДФЛ для отдельных категорий граждан в сферах здравоохранения, образования, науки при выполнении обязанностей по совместительству и (или) совмещению профессий (должностей) в рамках трудового договора.
Предложенные изменения способствует повышению мотивации работников и качества предоставляемых государственных услуг, устранению нехватки специалистов, посредством привлечения новых специалистов и удержанию опытных и квалифицированных, развитию междисциплинарного подхода и повышению квалификации работников в различных сферах деятельности.
Прогнозируемые потери бюджета нивелируются за счет роста производительности труда, повышения налоговых поступлений из других источников и сокращения затрат на кадровую переподготовку.
Повестка №2: Проект Федерального закона «Об отмене штрафов за неуплату налогов субъектами МСП при переходе от специальных режимов на общую систему налогообложения»
Законопроект направлен на поддержку малого и среднего предпринимательства в период адаптации к общей системе налогообложения. Переход со специальных налоговых режимов на ОСН часто сопряжен с увеличением налоговой нагрузки и сложностью исчисления налогов, что может приводить к умышленным и неумышленным правонарушениям и, как следствие, штрафным санкциям. Данный законопроект призван смягчить последствия таких ошибок и создать благоприятные условия для развития бизнеса.
Законопроект предусматривает отмену штрафов за неуплату налогов, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса РФ, для субъектов МСП при соблюдении следующих условий:
Несмотря на возможные краткосрочные потери бюджета в связи с отменой штрафов, ожидается, что в долгосрочной перспективе данная мера приведет к увеличению налоговых поступлений за счет роста и развития сектора МСП. Нововведение позволит предприятиям направить освободившиеся ресурсы на развитие бизнеса, создание новых рабочих мест и повышение конкурентоспособности.
В настоящий момент, за рубежом проживает большое количество лиц, разделяющих российские духовно-нравственные ценности. В ряде случаев, происходит ущемление прав такого населения, а в связи с сложившейся в мире обстановкой осуществляется навязывание деструктивных идеологических установок, противоречащих традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Указанных лиц не так мало, как может представляться: например, в уже указанной Латвии к негражданам относятся около 300 (трехсот) тысяч человек. Другим примером ущемления является Австралия, где в ведущем университете Маккуори принято решение отказаться от преподавания пяти языков, в т.ч. русского, при том, что в Австралии проживает 98.000 выходцев из России.
В связи с обозначенными обстоятельствами, предлагается разработать Федеральный закон «О репатриации», который бы в полной мере отразил государственную политику в вопросах возвращения на родину лиц, разделяющих российские духовно-нравственные ценности и относящих себя к российской идентичности. В частности, урегулировать понятий аппарат, определить статус и процедуру получения статуса репатрианта, его права и обязанности, предусмотреть переходный период перед принятием в гражданство России, закрепить на федеральном уровне меры социальной поддержки. Также предусматривается внести изменения в действующее законодательство, закрепляющие статус репатрианта как основание получения в дальнейшем гражданства и регламентирующее правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, получивших статус репатрианта.
В последние годы на международном уровне наблюдается повышенное внимание к вопросам благополучия животных, подтверждаемое международными стандартами и результатами научных исследований. Однако, анализ действующей нормативно-правовой базы Российской Федерации, включая Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон №498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными", выявляет недостаточность правового регулирования в данной области.
Одним из приоритетных направлений является наделение животных особым гражданско-правовым статусом, что обусловлено научными данными о способности животных испытывать боль и страдания и требует пересмотра подхода к ним как к имуществу. В целях обеспечения учета и контроля за состоянием животных, а также предотвращения жестокого обращения, предлагается создание общероссийского реестра домашних и безнадзорных животных. Представляется целесообразным рассмотрение вопроса о частичном запрете тестирования косметической продукции и ее компонентов на животных в качестве важного шага к развитию гуманных стандартов, путем разработки альтернативных методов тестирования. Кроме того, предлагается введение запрета на использование животных в развлекательных целях. Реализация данных мер позволит обеспечить соответствие российского законодательства международным стандартам в области защиты прав животных.
Повестки
Повестка №1: Проект Федерального закона «Об образовании судей»
На заседании Совета судей отмечалось, что незакрытыми остаются вакансии 6491 судьи, что составляет 19.8% от их общего количества и что в первом полугодии 2024 года число судей, вышедших в отставку, практически сравнялось со всем количеством судей. Из-за образующейся нехватки кадров идет повышенная нагрузка на систему правосудия. Судьям приходится работать с утра до ночи.
В этой связи целесообразно внести изменения, дополнив требования к образованию, а именно: необходимо иметь диплом о высшем образовании по группе специальностей «Юриспруденция» с присвоенной квалификацией «Юрист», либо ученую степень доктора юридических наук. При этом перечень образовательных организаций, которые осуществляют подготовку, устанавливается Правительством РФ по предложению ВККС РФ и Министерством науки и высшего образования РФ.
Также предлагается ввести служебный знак судьи, который станет атрибутом судьи при исполнении служебных обязанностей, подчеркивая авторитет судебной власти.
Повестка №2: Проект Федерального закона «О развитии механизмов защиты прав несовершеннолетнего в гражданском процессе»
Проектом Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ», разработанным совместно с комитетом по социальной политике, предлагаем расширить права несовершеннолетнего при участии в судебном разбирательстве.
Законопроектом предлагается установить обязательное вступление прокурора в процесс с участием несовершеннолетних, лиц, не обладающих полной дееспособностью для дачи заключения по делу с целью предоставления дополнительных гарантий соблюдения их прав. Органы опеки и попечительства предлагается наделить возможностью ходатайствовать об отстранении законного представителя, если он своими действиями злоупотребляет полномочиями. В таком случае функции представителя будут возложены на органы опеки и попечительства.
Устанавливается обязательное участие педагога и психолога при производстве процессуальных действий с участием несовершеннолетних или ограниченно дееспособных лиц, а также требования, предъявляемые к ним.
Повестки
Повестка №1: Проект Федерального закона «Об инвестициях средств материнского капитала»
Законопроект предполагает расширение возможностей использования средств материнского капитала, позволяя семьям формировать долгосрочные сбережения в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) за счет средств материнского капитала. Возможность использование средств материнского капитала для заключения договора долгосрочных сбережений позволит сформировать в российской экономике «длинные деньги», что особенно важно в условиях санкционного давления и сжатия кредитования. Инвестирование средств материнского капитала по договорам долгосрочных сбережений позволит удовлетворить материальные потребности семей, дав им возможность иметь устойчивый доход.
Помимо данной сферы материнский капитал предлагается расширить для приобретения земли для хозяйственной деятельности, формирования и пополнения индивидуального инвестиционного счета, приобретения ценных бумаг и приобретения автомобилей для нужд семьи.
Также законопроектом вводится возможность использования средств семейного капитала для формирования накопительной пенсии отцов. Данный механизм направлен на поддержку отцов, которые активно участвуют в воспитании детей. Формирование накопительной пенсии отца за счёт средств семейного капитала будет происходить при наличии взаимного согласия супругов при условии направления не более 50% средств семейного капитала на формирование накопительной пенсии отца. Кроме того, в целях недопущения злоупотребления данным правом вводится ограничение на использование средств семейного капитала отцом, заключающееся в единоразовом использовании данного права отцом в течении жизни.
Повестка №2: Проект Федерального закона «О развитии механизмов защиты прав несовершеннолетнего в гражданском процесс»
Федеральным законом «О внесении изменений в ГПК РФ», разработанным совместно с комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, предлагается усовершенствовать ряд положений, которые касаются прав несовершеннолетних и ограниченно дееспособных в судебных разбирательствах.
Законопроектом вводится возможность отвода законного представителя, если его действия противоречат интересам лиц, не обладающих полной дееспособностью, или недееспособных. Органы опеки и попечительства наделяются возможностью ходатайствовать о таком отводе. В таком случае функции представителя предлагается возложить на органы опеки и попечительства.
Также законопроект уточняет порядок допроса в гражданском процессе несовершеннолетних и недееспособных с обязательным участием педагога или психолога. Наконец, исключается участие недееспособных граждан в качестве свидетелей, в связи с чем представительство их интересов обеспечивается органами опеки и попечительства.
Повестки
Повестка №1: проект Федерального закона «О внедрении военных учебных центров в программы СПО для обеспечения кадровой безопасности Вооруженных сил Российской Федерации»
Предложение о включении полноценного аналога военных учебных центров (ВУЦ) в программы среднего профессионального образования (СПО). Данная инициатива направлена на решение проблемы дефицита кадров младшего офицерского состава (сержанты, прапорщики) в Вооруженных силах РФ, а также на повышение уровня подготовки призывников в условиях сокращенного срока службы. Ключевым стимулом для привлечения абитуриентов мужского пола в учреждения СПО станет возможность избежать призыва на срочную службу. Во избежание негативного влияния на комплектование армии предлагается установить обязательное прохождение военной службы по контракту сроком на один год для выпускников СПО, за исключением отдельных специальностей, определяемых Правительством Российской Федерации. Эта мера позволит обеспечить приток квалифицированных кадров в армию и компенсировать отсрочку от призыва, предоставляемую выпускникам СПО с полноценными аналогами ВУЦ.
Повестка №2: проект Федерального закона «О патриотическом воспитании»
Нашим комитетом по обороне и безопасности к вышесказанному будет рассмотрено в том числе внесение изменений в профильные нормативно-правовые акты с целью правового закрепления понятия патриотического воспитания в образовательных учреждениях, механизма его реализации, а также определения прав и обязанностей образовательных учреждений при проведении мероприятий по патриотическому воспитанию молодёжи. Предлагается, сделать обязательным проведение мероприятий по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях любых форм собственности при формировании единых стандартов организации данных мероприятий.
проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О Государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос» и Федеральный Закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»
Законопроект направлен на повышение эффективности работы государственных корпораций «Роскосмос» и «Ростех» посредством внедрения целевых инвестиционных проектов. Законопроект предполагает внедрение обширных изменений, касающихся многих аспектов деятельности государственных корпораций «Роскосмос» и «Ростех». Одно из таких изменений затрагивает возможности частного инвестирования в деятельность государственных корпораций «Роскосмос» и «Ростех» при помощи механизма целевых инвестиционных проектов. Требования к целевым проектам включают их соответствие целям деятельности Корпораций и возможность привлечения средств инвесторов в рамках коммерческой деятельности. Целевые инвестиции представляют собой денежные средства и иное имущество, которые вкладываются в целевые инвестиционные проекты с целью получения прибыли. Согласно закону, целевые инвестиционные проекты – это объекты предпринимательской деятельности Корпораций, соответствующие целям деятельности Корпораций, финансируемые посредством целевых инвестиций. Важно отметить, что законопроект защищает сведения, составляющие государственную тайну, и вводит правила по допуску инвесторов к таким данным, что обеспечивает безопасность и соблюдение интересов государства.
В качестве механизма защиты прав инвесторов предлагается реформировать наблюдательный совет и изменить условия получения права членства в нём. Условием вступления в Наблюдательный совет Корпораций является обязанность инвестора профинансировать более двадцати процентов от общей стоимости текущих инвестиционных проектов Корпораций. При соответствии всем требованиям, закон предоставляет инвестору право вступить в Наблюдательный совет.
Федеральный закон «О бирже квот на выбросы углекислого газа»
В условиях нарастающих требований к снижению углеродного следа и необходимости стимулирования предприятий к сокращению выбросов актуальность разработки механизмов регулирования углеродных единиц возрастает.
Углеродные квоты – это лимиты на выбросы парниковых газов, направленные на сокращение загрязнения атмосферы и стимулирование внедрения низкоуглеродных технологий. Отсутствие четкого определения правового статуса углеродных квот создает неопределенность в вопросах их налогообложения, бухгалтерского учета, применения в качестве обеспечения, а также правопреемства при реорганизации юридического лица, на балансе которого были эти квоты. Кроме того, остается неясным, какой правовой режим будет применяться к квотам в случае несостоятельности или банкротства их владельца.
В законопроекте предлагается закрепить правовой статус углеродных единиц как имущественного права, а также предусмотреть обязательную регистрацию всех операций с ними в государственном реестре. Создание биржевой платформы обеспечит прозрачность торговли, минимизирует риски двойного учета и повысит доверие участников рынка.